Готовимся к огэ по химии с нуля. Личный опыт: как сдать ОГЭ по химии
- Часть 1: 19 заданий (1–19) с кратким ответом. Записывается в виде цифры либо в виде последовательности цифр.
- Часть 2: три задания (20–22) с развернутым ответом. Дайте полный ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчеты.
- В данном учебном материале будет представлена: теория и тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам.
- Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современное представление о строении атома. Изотопов. Строение электронных оболочек атомов элементов I-IV периодов. S, p, d - элементы.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов.
Изотопы – атомы одного элемента, с одинаковым ядерным зарядом, но различным количеством нейтронов в ядре. Характеристика изотопа: массовое число и порядковый номер.
Различные положения электрона вокруг ядра рассматривают как электронное облако с определённо плотностью отрицательного заряда.
Орбиталь –Различают по форме: s, p, d, f –орбитали.
S – орбиталь.
Электронная оболочка любого атома представляет собой сложную систему. Она делится на подоболочки с разной энергией (энергетические уровни). Уровни, в свою очередь, подразделяются на подуровни.
При сообщении дополнительной энергии атому происходит переход электронов с более низкой по энергии орбитали на более высокую по энергии орбиталь.
Ca(1s 2 2s 2 2p 6 3 s 2 3p 6 4s 2 ) → Ca* (1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 1 )
Основное состояние возбуждённое состояние
Строение атома и химические свойства элементов
Из рассмотренных электронных конфигураций атомов видно, что элементы VIIIА-группы (Не,Ne,Аг и др.)имеют уровни одновременно (s 2 р 6 ), такие конфигурации обладают высокой устойчивостью и обеспечивают химическую пассивность благородных газов.
В атомах остальных элементов внешние s – и р-подуровни - незавершенные, они и показаны в сокращенных электронных конфигурациях, например 17 С1 = [ 10 Ке]Зs 2 Зр 5 (символ благородного газа отвечает сумме заполненных предыдущих подуровней, т. е. 10 Nе = 1s 2 2s 2 2р 6 "). Незавершенные подуровни и электроны на них иначе называются валентными, так как именно они могут участвовать в образовании химических связей между атомами.
Электронная конфигурация атома элемента определяет свойства этого элемента в периодической системе. Число энергетических уровней данного элемента равно номеру периода, а число валентных электронов атома - номеру группы, к которым относится элемент.
Если валентные электроны расположены только на а томной s- орбитали, то элементы относятся к.секции s - элементов (1А-, IIА-группы); если они расположены на s- и р - орбиталях, то элементы относятся к секции р- элементов (от IIIА- до VIIIА- группы).
В соответствии с энергетической последовательностью подуровней, начиная с элемента скандий Sс, в периодической системе появляются Б - группы, а у атомов этих элементов заполняется d - подуровень предыдущего уровня (см. выше примеры электронных конфигураций Sс, Сг, Мn, Сu и Zn). Такие элементы называются d – элементами (переходными элементами), и их в ка ждом периоде десять, например, в 4-м периоде это элементы от Sc до Zn.
Атомы типичных металлов легко отдают свои валентные электроны(полностью или частично) и становятся простыми катионами.
K(4s 1 ) → K + (4s º ),
Ca(4s 2 ) → Ca 2+ (4sº),
Cu(3d 10 4s 1 ) → Cu 2+ (3d 9 4s 0 ),
Атомы типичных неметаллов легко принимают дополнительные электроны на валентные подуровни (до восьми внешних электронов) и становятся простыми анионами, например:
N(2s 2 2p 3 ) → N -3 (2s 2 2p 6 )
Тест. «Строение атома.»
1. Количество электронов в атоме равно
2 . Ион, в составе которого 16 протонов и 18 электронов, имеет заряд
1) +4
2) -2
3) +2 4) -4
3. Внешний энергетический уровень атома элемента, образующего высший оксид состава ЭОз, имеет формулу
1) ns 2 np 1 2) ns 2 nр 2 3) nз 2 nр 3 4) ns 2 nр 4
4. Электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 в основном состоянии имеет атом
1) лития
2) натрия
3) калия
4) кальция
5. В основном состоянии три неспаренных электрона имеет атом
1) кремния
2) фосфора
3) серы
4) хлора
6. Элемент с электронной конфигурацией внешнего уровня... 3s 2 3p 3 образует водородное соединение состава
1) ЭН 4 2) ЭН 3) ЭН 3 4) ЭН 2
7. Атом металла, высший оксид которого Ме 2 О 3 , имеет электронную формулу внешнего энергетического уровня
1) ns 2 пр 1 2) ns 2 пр 2 3) ns 2 np 3 4) ns 2 np s
8. Высший оксид состава R 2 O 7 образует химический элемент, в атоме которого заполнение электронами энергетических уровней соответствует ряду чисел:
1) 2, 8, 1 2) 2, 8, 7 3) 2, 8, 8, 1 4) 2, 5
9. У атома серы число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно
1)4 и + 16 2)6 и + 32 3)6 и + 16 4)4 и + 32
10. Число валентных электронов у марганца равно
1) 1 2) 3 3) 5 4) 7
11. Одинаковое число валентных электронов имеют атомы калия и
1) углерода 2) магния 3) фосфора 4) натрия
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.Периодический закон, история открытия, современная формулировка, её отличие. Периодическая система и ее структура. S,p,d,f-элементы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д.И. Менделеев сформулировал Периодический закон: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомного веса ". Менделеев учитывал, что для некоторых элементов атомные массы могли быть определены недостаточно точно. В современной Периодической системе известны некоторые исключения в порядке возрастания масс атомов, что связано с особенностями изотопного состава элементов: Ar − 39,9 и K − 39,1; Co − 58,9 и Ni − 58,7. После того, как было доказано ядерное строение атома и равенство порядкового номера элемента заряду ядра его атома, Периодический закон получил новую формулировку: "Свойства элементов, а также образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер". Заряд ядра атома определяет число электронов в оболочке атома. Строение внешней электронной оболочки периодически повторяется, и это приводит к периодическому изменению химических свойств элементов и их соединений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная Периодическая система состоит из 7 периодов (седьмой период должен закончиться 118-м элементом). Короткопериодный вариант Периодической системы содержит 8 групп элементов, каждая из которых условно подразделяется на группу А (главную) и группу Б (побочную). В длиннопериодном варианте Периодической системы - 18 групп, имеющих те же обозначения, что и в короткопериодном. Элементы одной группы имеют сходное строение внешних электронных оболочек атомов и проявляют определенное химическое сходство. Номер группы в Периодической системе определяет число валентных электронов в атомах s- и p-элементов. В группах, обозначенных буквой А (главных подгруппах), содержатся элементы, в которых идет заселение s- и р-оболочек: S-элементы (IA- и IIA-группы) Р-элементы (IIIA-VIIIA-группы) В группах, обозначенной буквой Б (побочных подгруппах), находятся элементы, в которых заселяются d-подуровни - d-элементы . Номер периода в Периодической системе соответствует числу энергетических уровней атома данного элемента, заполненных электронами. Номер периода = Число энергетических уровней (слоёв) , заполненных электронами = Обозначение последнего энергетического уровня Порядок формирования периодов связан с постепенным заселением энергетических подуровней электронами. Последовательность заселения определяется принципом минимума энергии, принципом Паули и правилом Хунда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Электроотрицательность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Атомные и ионные радиусы. За радиус свободного атома принимают положение главного максимума плотности внешних электронных оболочек. Это так называемый орбитальный радиус. В периодах орбитальные атомные радиусы по мере увеличения заряда ядра уменьшаются , т.к. растет заряд ядра и => притяжение внешнего электронного слоя к ядру. В подгруппах радиусы в основном увеличиваются из-за возрастания числа электронных слоёв. У s- и p-элементов изменение радиусов как в периодах, так и в подгруппах более заметно, чем у d- и f-элементов, поскольку d- и f-электроны находятся на внутренних, а не внешних уровнях. Уменьшение радиусов у d- и f-элементов в периодах называется d- и f-сжатием. Следствием f-сжатия является то, что атомные радиусы электронных аналогов d-элементов пятого и шестого периодов практически одинаковы: Zn – Hf Nb – Ta r атома , нм 0,160 – 0,159 0,145 – 0,146 Эти элементы из-за близости их свойств называются элементами-близнецами. Образование ионов приводит к изменению ионных радиусов по сравнению с атомными. Радиусы катионов всегда меньше, а радиусы анионов всегда больше соответствующих атомных радиусов. Изоэлектронные ионы – это ионы, имеющие одинаковую электронную оболочку. Радиус изоэлектронных ионов уменьшается слева направо по периоду, т.к. заряд ядра увеличивается и растёт притяжение внешнего электронного уровня к ядру. Пример: изоэлектронные ионы с электронной оболочкой, соответствующей аргону – (18 е): S 2- , Cl - , K + , Ca 2+ и т.п. В этом ряду радиус уменьшается, т.к. растёт заряд ядра. 2) Электроотрицательность - это способность атома элемента к притягивать к себе электроны в химической связи. Электроны в общей электронной паре смещены к атому того элемента, который имеет большую электроотрицательность. Слева направо по периоду происходит увеличение электроотрицательности , т.к. растёт заряд ядра и внешний уровень притягивается к ядру сильнее. Сверху вниз по подгруппе электроотрицательность уменьшается , т.к. увеличивается число электронных уровней и увеличение радиуса. Внешние электроны слабее притягиваются к ядру. На рис. приведены значения электроотрицательности различных элементов по Полингу. Электроотрицательность фтора в системе Полинга принята равной 4. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Металлами являются : Все элементы побочных подгрупп; - лантаноиды, актиноиды ; Все s- элементы, кроме водорода и гелия. Р-элементы делятся диагональю на металлы и неметаллы следующим образом:
Каждый период начинается щелочным металлом (или водородом), а заканчивается инертным газом. Валентность – число связей, которые образует атом в молекуле. Высшая валентность как правило равна номеру группы (исключения – элементы второй половины второго периода – азот, кислород, фтор, инертные газы – гелий, неон, аргон, а также металлы побочных подгрупп первой и VIIB группы (второй и третий элемент «триады»)). Степень окисления – условный заряд у атома в молекуле. Высшая положительная степень окисления определяется числом валентных электронов и равна номеру группы. У s- и р-элементов она равна числу внешних электронов. У d-элементов (кроме групп IB,IIB и VIIIB) - она равна числу d+s электронов. Исключения: 1) фтор, кислород 2) инертные газы – гелий, неон, аргон. 3) медь, серебро, золото 4) кобальт, никель, родий, палладий, иридий, платина. Для неметаллов также характерна низшая (отрицательная) степень окисления: Отрицательная степень окисления = 8 – номер группы. неметалла Высшие оксиды и гидроксиды. 1) Степень окисления элемента в высшем оксиде и гидроксиде равна номеру группы: SeO 3 – высший оксид селена. 2) Чем активнее металл, тем более выражены основные свойства высшего оксида и гидроксида. 3) Чем активнее неметалл и чем больше высшая степень окисления – тем сильнее выражены кислотные свойства. Водородные соединения. Существует два типа водородных соединений: 1) Ионные солеобразные гидриды – это соединения активных металлов с водородом, в которых водород имеет отрицательную степень окисления: СаН 2 – гидрид кальция. 2) летучие водородные соединения неметаллов . В них отрицательную степень окисления имеет неметалл, а водород имеет степень окисления +1 . Они все газы, кроме воды. Свойства они проявляют различные:
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 16 .
Предварительный просмотр:
Свойства кислот .
- Кислота + металл (стоящий в ряду активности левее Н)- > H 2 + соль
(кроме HNO 3 и H 2 SO 4 (кон) )
HCl + Na - > | H 3 PO 4 + Mg - > |
HCl + Ba - > | HBr + Cu - > |
H 2 SO 4 (разб) + Al - > | HI + Li - > |
H 2 SO 4 (разб) + Ag - > | H 3 PO 4 + K - > |
2. Кислота + основным оксидом - > соль + вода
H 2 SO 4 + Al 2 О 3 - > |
H 3 PO 4 + K 2 О - > |
HBr + Cu О - > |
HI + FeO - > |
HNO 3 + Fe 2 O 3 - > |
H 3 PO 4 + Zn О - > |
HBr + Cu О - > |
H 2 CO 3 + Na 2 О - > |
3. Кислота + соль - > соль 1 + кислота 1
1) НЕРАСТВОРИМАЯ соль + БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ кислота!
2) если и соль, и кислота растворимы, то должен выделиться ОСАДОК, ГАЗ, более слабая кислота!
Примерный ряд кислот
H2SO4 >HCl=HNO3 >H3PO4 >HF >HNO2>CH3COOH>H2CO3 >H2S>H2SiO3
|
|
4. кислота + основание -> соль + вода
1) ЩЕЛОЧЬ + любая кислота
2) НЕРАСТВОРИМОЕ основание (или амфотерный гидроксид) + СИЛЬНАЯ кислота
КОН + HBr - > | NaOH + H 2 S - > |
Ва(ОН) 2 + H 3 PO 4 - > | Al(OH) 3 + H 2 SO 3 - > |
Ве(ОН) 2 + H 2 CO 3 - > | CsOH + HMnO 4 - > |
Cr(OH) 3 + HCl - > | Ca(OH) 2 + HClO 4 - > |
LiOH + HNO 3 - > | Cu(OH) 2 + H 2 SiO 3 - > |
Sr(OH) 2 + H 2 SiO 3 - > |
Свойства солей.
1 . соль + основание - > соль + основание
2) В продуктах должен быть осадок, газ или вода!
Са(NO 3 ) 2 + NaОН - > |
Ca(ОН) 2 + K 2 CO 3 - > |
CuCl 2 + KОН - > |
NaOH + ZnS - > |
Al(OH) 3 + AgNO 3 - > |
BaSO 4 + NaOH - > |
Ba(OH) 2 + K 2 SiO 3 - > |
Al(NO 3 ) 3 + Ba(OH) 2 - > |
- соль + соль 1 - > соль 3 + соль 2
1) Исходные вещества должны быть РАСТВОРИМЫ!
2) В продуктах должен быть осадок !
Са(NO 3 ) 2 + NaCl - > |
CaCl 2 + K 2 CO 3 - > |
CuCl 2 + K 2 S - > |
Na 3 PO 4 + ZnS - > |
AlCl 3 + AgNO 3 - > |
BaSO 4 + Na 3 PO 4 - > |
Ba(NO 3 ) 2 + K 2 SiO 3 - > |
Al(NO 3 ) 3 + K 2 SO 4 - > |
- соль + металл - > соль 1 + металл 1
ВСЕГДА: металл должен быть активнее , чем металл в составе соли (левее в ряду! но не левее Al )
в растворе: соль должна быть РАСТВОРИМАЯ, металл не должен реагировать с водой!
В расплаве: соль не должна разлагаться при нагревании!
Сu + ZnCl 2 - > |
Na + AlCl 3 - > |
K + Cu(NO 3 ) 2 - > |
Al + Cu(NO 3 ) 2 - > |
Ag + Cu(NO 3 ) 2 - > |
Cu + AgNO 3 (раствор) - > |
Cu + HgS - > |
Fe + CuSO 4 - > |
Li + Mg(NO 3 ) 2 - > |
Ba + Fe(NO 3 ) 2 - > |
4.Соль-> оксид кислотный + оксид основной
Соль – нерастворима в воде
Ba SO 4 - >
СаSiO 3 - >
Fe(NO 3 ) 2 - >
Свойства основных оксидов
- Оксид металла +вода-> щелочь (растворимое основание).
CuO + Н 2 О-> | CaO + Н 2 О-> |
Na 2 O + Н 2 О-> | FeO + Н 2 О-> |
BaO + Н 2 О-> | MgO + Н 2 О-> |
K 2 O + Н 2 О-> | SrO + Н 2 О-> |
- Оксид металла +кислотой -> соль + вода
H 2 SO 4 + K 2 О - > | H NO 3 + Zn О - > |
H 3 PO 4 + Al 2 О 3 - > | H 3 PO 4 + Fe 2 O 3 - > |
HBr + FeO - > | HBr + Na 2 О - > |
HI + Cu О - > | H 2 CO 3 + Cu О - > |
- Оксид металла + оксид неметаллам -> соль
При нагревании! (если соль существует!)
CаO + SO 3 - > | CaO + N 2 O 5 - > |
Na 2 O + P 2 O 5 - > | ВаO + P 2 O 5 - > |
K 2 O + CO 2 - > | MgO + SO 2 - > |
- Оксид металла + металл (более активный)
K 2 О + Al - > | Zn О + K - > |
FeO + Al - > | Fe 2 O 3 + Cu - > |
HgO + Cu - > | Cu О + Fe - > |
- Оксид металла + -> металл + СО
- Оксид металла + Н 2 -> металл + Н 2 О
- Оксид металла + C О-> металл + СО 2
для металлов стоящих правее Al в электрохимическом ряду напряжения металлов.
K 2 О + C - > | Zn О + СО - > |
FeO + C О - > | Fe 2 O 3 + Н 2 - > |
HgO + Н 2 - > | Cu О + С - > |
Свойства кислотных оксидов
- Оксид неметалла +вода-> кислота (растворимая в воде).
SO 3 + Н 2 О-> | SiO 2 + Н 2 О-> |
P 2 O 5 + Н 2 О-> | SO 2 +Н 2 О-> |
CO 2 + Н 2 О - > |
- Оксид неметалла +щелочь-> соль + вода
ЩЁЛОЧЬ + любой оксид,
SO 3 + NaOH - > |
|
SO 2 + KOH - > |
|
N 2 O 5 + LiOH - > |
|
SO 3 + Mg(OH) 2 - > |
Готовимся к ГИА по химии
ЕГЭ-11 - 2019 | |
Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей. ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения. ЕГЭ - предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ. ЕГЭ - дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление. |
|
В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений |
- Физические и химические свойства, получение и применение алкинов
ОГЭ-9 - 2019
ОГЭ (ГИА) по химии – экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост - не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.
Структура ГИА по химии следующая:
1 часть:
15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
2 часть:
в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.
Соответствие баллов ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам следующее:
0-8 баллов – 2;
9-17 баллов – 3;
18-26 баллов – 4;
27-34 баллов – 5.
Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.
Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.
Длительность ГИА по химии составляет всего 120 минут .
Во время экзамена учащийся может пользоваться:
- таблицей Менделеева,
- электрохимическим рядом напряжений металлов,
- таблицей растворимости химических соединений в воде.
- Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.
ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.
При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
План КИМаОГЭ по химии 9 класс ( МОДЕЛЬ №1) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
_________________________ |
Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.
Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.
Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.
Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.
Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»
Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.
Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.
И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.
В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.
Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.
Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.
К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.
Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»
Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.
Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».
Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.
Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:
- по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
- по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.
В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:
- периодической системой химических элементов Менделеева;
- электрохимическим рядом напряжений металлов;
- таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.
Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.
Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:
- 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
- 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
- 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).
Структура КИМа
Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.
Структурно каждый билет можно разделить на две части:
- Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
- Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.
Оценивание работы
Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:
- 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
- 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.
Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:
- 0-8 баллов – двойка;
- 9-17 баллов – тройка;
- 18-26 баллов – четверка;
- 27-34 балла – пятерка.
Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.
Подготовка к ОГЭ
Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.
Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:
- Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
- Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
- Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
- Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
- Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
- Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
- Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.
На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.
- Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.
Видео-пример
заданий ОГЭ по химии: