Я довольствуюсь тем что у меня есть. Как научиться быть довольным собой и жизнью? А кому-то все мало

Поговорим о наших желаниях. Само по себе желание – это грех? Нет. Мы можем сильно желать чего-то и при этом не грешить. Например, желать исполнять волю Божью. Разве это плохо? «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Но желание, или, если точнее, объект желания, может быть выбран неправильно.

Желать того, что принадлежит другому, испытывая при этом сильное чувство досады, называется завистью. Это не просто желание иметь что-либо, но желание иметь лишь по той причине, что это есть у другого. Это уже грех. Зависть – это то, что никогда невозможно удовлетворить. Можно быть очень богатым, но желать то, что имеют бедные. Вспомните притчу, которую рассказал пророк Нафан Давиду о богатом человеке, который пожалел своих овец для странника и взял овцу у бедного(2 Цар. 12:1-4). Или другая история о царе Ахаве, который, будучи богат, пожелал виноградник, который принадлежал другому человеку, и из-за этого пошел на убийство (3 Цар. 21).

Желание иметь достаток - не грех. Плохо, когда человек думает, что в земном богатстве и заключается счастье и радость. Иисус предупреждает своих слушателей: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Автор послания к евреям предупреждает: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (13:5). Зависть – это дело плоти. Своими силами с плотью не справиться, но Бог поможет нам справиться с плотью. «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские , то живы будете» (Рим. 8:13). Без Духа Святого с плотью не справиться. Если только Дух Божий живет в вас. Молитесь и просите у Бога помощи от искушения завистью. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Смиряйте себя, и Господь укрепит вас. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38).

Случается, что искреннее желание помочь ближнему оборачивается печалью и болью для того, кому хотят помочь. Пример можно увидеть в книге Иова. Три друга Иова, Вилдад, Елифаз и Софар (по возрасту старцы) искренне хотели помочь Иову. Говорили ему правильные слова о наказании за грехи. О том, что должно обратиться к Богу, покаяться и Бог перевяжет раны Иова. Хорошие, правильные слова, искреннее желание помочь, утешить. Но причина страданий Иова - не его грехи. В глазах Божьих Иов был непорочным, праведным человеком. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8).

Бог испытывал верность Иова, в этом причина его (Иова) страданий. Друзья же своими «правильными» советами лишь усиливали страдания Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?» (Иов 6:26-28).

За все свои поступки, за все свои слова мы дадим ответ Богу. Мудрые мы даем советы или глупые? А от глупости рукой подать до греха: «Помысл глупости – грех…» (Прит. 24:9). Итак, не всякое желание есть грех. Наши проблемы начинаются тогда, когда не мы руководим желаниями, а желания руководят нами. «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26).

Игорь Олефира

Исламская доктрина гласит: «Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Господь Бог, и счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни». Именно так должен мыслить мусульманин. Мыслите ли вы так?

Татарская пословица гласит: «Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство» . Но многие из нас, стремясь приобрести земные блага, и соревнуясь с другими, начинают роптать на свою жизнь, становятся недовольными своим положением и не думают, что это усугубляет их положение еще больше. Потому что Всевышний Аллах – Создатель людей, ждет от них благодарности даже за то, что они имеют. Но, к сожалению, не все об этом задумываются.

Человек такое существо, что он не просто забывает благодарить Господа за то, что имеет в этой жизни, но и еще и начинает роптать, что у других лучше, чем у него. По этому поводу в Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”» Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!” – сура «Заря», аяты 15-16. А в хадисе говорится: «Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью»

Человек в полной мере не понимает, что всё пропитание и всё, что он имеет – это от Всевышнего Аллаха: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» — так говорится в Коране в суре «Украшения», аяте 32. Поэтому он должен лишь стараться и трудиться в улучшении своей жизни, уповая на милость Всевышнего Аллаха, прося Его об этом.

Самое главное, и это ключ к успеху в уповании, он должен уметь благодарить Аллаха за то, что он имеет. Есть интересная персидская мудрость от великого мыслителя и поэта Саади Ширози. Как-то его увидели расстроенным, и спросили, почему он такой. На что он ответил:

«Как мне поступить? Я вдыхаю воздух, который создал Всевышний и выдыхаю его. Я успеваю поблагодарить Всевышнего за то, что вдыхаю воздух, но уже за выдох – у меня нет времени поблагодарить Его».

Великие люди раньше задумывались о том, как поблагодарить Господа даже за глоток воздуха, а мы сегодня, имея хлеб насущный, крышу над головой, ропщем на жизнь.

Вот несколько советов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который приучал нас довольству даже малым:

Он говорил: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» — передано ат-Тирмизи.

Он учил: «О Абу Хурайра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» — передано ибн Маджа.

Он, мир ему и благословение Всевышнего, наставлял: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» — передано имамом Муслимом.

Он предупреждал: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

Сможем ли мы после этих наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, узреть истинную суть бытия и стать богатыми в душе, ну и по воле Всевышнего, вообще? Ответ лишь в нас самих. Ибо наша страсть безгранична и удерживает её только вера и богобоязненность.

Довольство

После того как Моисей ушел из Египта, ему понравилось жить у Рагуила:

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
(Исх 2:21).

«Понравилось » это перевод древнееврейского слова ya’al со значением «быть довольным (чем-либо)».

Моисей услышал нечто и одобрил:

20 И услышал Моисей и одобрил.
(Лев 10:20).

«Одобрил » в данном тексте это перевод древнееврейского слова ayin , которое означает «глаз» и, по аналогии, брови, лицо, выражение лица. Смысл сказанного в Книге Левита 10:20 заключается в том, что Моисей приподнял брови в знак одобрения того, что было сказано.

Ревнивый человек не будет доволен даже множеством даров:

34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
(Притч 6:34-35).

«Удовольствуется » в данном стихе это перевод древнееврейского слова abah , которое буквально означает «тосковать (по кому – или чему-либо)»; «надеяться», и образно – «желать», «соглашаться».

Очень трудно снискать удовольствие ревнивого человека дарами или действиями, направленными на преодоление его ревности. В Новом Завете Павел часто говорил о необходимости быть довольными и удовлетворенными. О себе он говорил, что научился быть довольным в любом состоянии или положении:

11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
(Фил 4:11-12).

«Довольным » это перевод греческого слова autarkes (autos – «сам»; arkeo – «довольный»; «достаточный»). Это слово можно определить как «самодостаточный»; «достаточный сам в себе».

Это вовсе не означает, что Павел был самодостаточным без Христа и Бога. Контекст данного отрывка наглядно показывает следующую мысль Павла. Он не переживал из-за жизненных обстоятельств, потому что пребывал с Господом. Он мог всего добиться во Христе:

13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
(Фил 4:13).

Вне зависимости от того, какие препятствия вставали на пути Павла, он не волновался, но проявлял довольство и удовлетворение! Однокоренное слово употреблено в 1 Послании к Тимофею 6:6, где Павел сказал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным (autarkeia)».

Когда человек имеет благочестие, то есть, живет в соответствии с заповедями Божьими, он может не зависеть от обстоятельств. Он может не беспокоиться о том, что происходит в окружающем мире, ибо он полагается на Бога!

8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
(1 Тим 6:8).

Давайте проявим богобоязненность перед сотворившим нас Аллахом Тагьаля! «А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход, и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает» . (ат-Талак, 2-3).

Да, если убоишься Аллаха должным образом, Он облегчит тебе исход, и пропитание твое придет к тебе, откуда ты и не подозревал. Но бояться Аллаха – это не значит сидеть, дрожа от страха. Быть богобоязненным – значит быть активным в исполнении Его заповедей, отдаляться от того, что Он запретил.

Подобно тому, как наша сегодняшняя совместная молитва предписана нам Аллахом Тагьаля, Он призывает нас трудиться для того, чтобы заработать имущество для содержания самих себя и своих семей. «А кода кончена будет молитва (коллективная), то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха (приступайте к торговле)» . Одини тот же Бог побуждает нас быть активными и в религиозных, и в мирских делах.

Об этом же говорит и благородный Пророк صلى الله عليه وسلم: «Самая лучшая пища для человека – это пища, заработанная его собственным трудом» . После этихслов он тут же привел пример: «Пророк Аллаха Дауд (мир над ним) питался той пищей, что зарабатывал своими руками ». (аль-Бухарий).

Более того, Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорит, что не было ни одного пророка, который не пас бы овец. Он сам тоже занимался этим делом, когда жил в Мекке.

Все это свидетельствует о том, что без усердия не достичь блага, не потрудившись, не полакомишься, не сделав шага, никто не отделит тебе твою долю пропитания.

«Поистине для любого из вас лучше взять веревку и отправиться в горы, принести на собственной спине вязанку дров и продать ее, и тем самым Аллах сохранит его честь, чем просить милостыню, которую могут подать или ничего не подать» , сказал наш благородный Пророк (аль-Бухарий).

В прошлом люди трудились в поте лица, не покладая рук. Несмотря на это, заработок многих из них позволял им еле сводить концы с концами. Но они оставались довольными своим положением, было мало жалоб и больше взаимной любви.

В наши дни стало возможным прокормить семью, не прилагая таких тяжких усилий, более того, есть возможность приобретать различные предметы обихода. Стало возможным исполнение многих желаний. И человек, по сути должен был быть более благодарным за такое положение вещей, быть более счастливым.

Однако на деле, чем больше имеет человек, тем выше становятся его требования – он жаждет получить еще больше, ему кажется, что имущество его незначительно, и по этому поводу не стихают его жалобы.

Это подтверждается словами нашего досточтимого Пророка صلى الله عليه وسلم : «Я боюсь для вас не бедности, а того, что вы так же как и те, что были до вас, будете свободно пользоваться благами мира, и это станет поводом для конфликтов межу вами и причиной вашей гибели» . (эл-Бухъарий, Муслим).

Но как бы то ни было, при любых обстоятельствах мусульманин должен оставаться предельно бдительным: не сиди, сложа руки, но даже если ты глубоко погружен в работу, не забывай уповать на Бога; будь благодарным за то, чем владеешь, а когда случится неудача, оставайся довольным своим положением!

Проснешься мирным утром в добром здравии, а в доме у тебя имеется пропитание для твоей семьи на этот день – это значит, что у тебя нет недостатка ни в чем. Это равносильно тому, что тебе подарили весь мир . Об этом говорится в достоверном хадисе. (Тирмизий).

«Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство — это богатство души » , -говорит Пророк صلى الله عليه وسلم . (Бухъарий, Муслим).

Богатый сердцем человек живет свободно, дышит свободно, не завидует чужому достатку и не переживает. Такого человека любит Сам Аллах и люди относятся к нему с любовью.

О , Аллах, научи нас быть довольными тем, что имеем! Пусть в наших сердцах не будет тревоги из-за отсутствия каких-то благ! Дай нам мудрости равняться на тех, кто лучше нас в делах религии и достойно благодарить Тебя, глядя на тех, кто в мирской жизни беднее нас!

Однажды я села в машину, включила передачу и с размаху ткнулась в бетонный чан, то есть, простите, будущую клумбу, которую городские озеленители для красоты водрузили прямо посреди двора.

Замена рулевой тяги, - сказал автослесарь, послушав клекот, доносящийся из-под капота.

Всех делов на час.

Хороший парень, - вздохнул директор автосервиса, - механик от бога. Руки золотые. Жалко, так всю жизнь и будет в чужих машинах копаться.

Пьет? - догадалась я.

Хуже. Пить можно завязать. А этого просто все устраивает. Расти не хочет.

Не хочу, - подтвердил механик от бога.

Посидите, девушка, тут, сейчас все сделаем. Он работал, мурлыкая песню про монтажников-высотников и время от времени обращаясь к машине «бедная раненая девочка» и «ну-ну, моя красавица».

Когда все было готово, механик вытер руки ветошью и сказал:

Давай, моя хорошая, иди к хозяйке. Вы уж постарайтесь ее больше не обижать.

Когда откроете свой сервис, чур я ваш первый клиент, - пошутила я, желая сделать мастеру приятное.

А на фига мне свой сервис? - изумился мастер.

Ну как же. Были бы начальником, работали бы на себя… У вас бы получилось.

Наверно, - пожал плечами мастер.

Но мне это не надо. Мне и так хорошо.

А девушку вашу это тоже устраивает? - нахально спросила я.

А это дело хозяйское. Меня не волнует.

Не хочет расти, вспомнила я. Его все устраивает. Как жалко… Стоп. Ты хорошо готовишь, наверно, хочешь когда-нибудь открыть ресторан?

Ты неплохо пишешь, думаешь написать книгу? У тебя хорошие данные для фитнеса, как ты намерена их развивать? Я ведь слышу такое довольно часто. И чаще всего люди говорят это искренне.

Ну, за исключением мужика с фитнесом, который хочет продать мне ведро биодобавок и вагон спортивного питания. Да мы все это слышим: ты можешь достичь всего, тебе по плечу любые цели, ты воплотишь в жизнь любую свою мечту. Книга, ресторан, конкурс «Фитнес-бикини» в сорок лет - нет ничего невозможного! Э-э-э, робко говоришь ты, мне ничего этого не нужно.

Я просто пеку пироги, рассказываю истории и выращиваю на балконе герань.

Но ты можешь больше! Ты можешь сделать карьеру! Перейти на новый уровень! Ты просто не веришь в себя, надо только перестать бояться. Да я не боюсь. Я просто не хочу на другой уровень - мне и тут неплохо. Мне нравится моя жизнь, мои герани и мои пироги. Нет такого закона, чтобы все стремились к вершинам. И что это вообще за вершины такие?

Кто их воздвиг и зачем мне непременно нужно на них карабкаться? Ну правда, зачем? Это даже не вопрос цены, которую я неизбежно заплачу за социальный альпинизм. Это вопрос здравого смысла: для чего мне куда-то лезть, если мне хорошо там, где я есть? Самый страшный грех современного общества - быть довольным тем, что имеешь. Отсутствие честолюбия и амбиций считается чем-то вроде социальной инвалидности: как это так - не стремиться к большему? Выжми максимум из своей внешности. Реализуй свой потенциал. Ничего особенного не умеешь?

Сходи на курсы по мотивации, попробуй все, найди, придумай, в конце концов, а потом все равно реализуй. Иди вперед, преодолевай себя, ставь себе цели и достигай их. Почему ты все еще живешь в маленькой квартирке на окраине и носишь кроссовки пятилетней давности? В твоем возрасте уже пора заработать на дорогую машину, бриллианты и «шанель»! Не заработала? Ты сосредоточена на чем-то другом? На личностном росте? На благотворительности? На творчестве? Нет? Значит, ты глупая ленивая корова с пустой бесцельной жизнью. Ты никогда не добьешься успеха.

Нет, конечно, успех - это необязательно деньги, власть и слава. Успехом может быть вообще что угодно, если ты упорно идешь к тому, чтобы быть лучшим в своей области. Ну ладно, одним из лучших. Ну ладно, хотя бы стремишься к этому. Главное - не победа, главное - участие в забеге по социальной и профессиональной лестнице. Бежишь - значит, успешен. Пытаешься добиться - значит, человек. Я не хочу бежать. Не хочу ничего добиваться.

Я хочу собирать землянику, варить варенье и штопать носки. У меня нет потребности в самореализации через карьеру, моему эго вполне достаточно хорошо поднявшегося теста и удачных пирожков. Да, есть люди, которые пытаются изменить мир.

У них есть мечты, амбиции, они честолюбивы, они падают и поднимаются, и они герои нашего времени. Собственно, они герои любых времен. А есть другие, которые просто живут.

Каждый день ходят на работу, ездят в отпуск, жарят на даче шашлыки. Растят детей. Покупают машины в кредит. И имеют наглость быть довольными своей жизнью, которая в парадигме нашего общества вроде как и не жизнь вовсе, а так, прозябание. Без цели, без мотивации. Без мечты. Загрузка… Да нет, дорогие герои. У таких людей все есть. Поехать к морю, выплатить ипотеку, довязать свитер - чем не цель? Чтобы были здоровы и благополучны те, кого любишь, - чем не мечта?

Почему так трудно поверить в то, что кому-то не нужны бриллианты? Что кто-то может быть доволен своей маленькой квартирой на окраине? Что кому-то хватает для счастья того маленького небогатого мира, в котором он живет? Для того чтобы быть счастливым, необязательно быть лучшим. Иногда достаточно просто быть.

И кто сказал, что дар принимать этот мир и эту жизнь такими, какие они есть, достоин меньшего уважения, чем дар двигать горы и запускать ракеты? Он просто не хочет расти, сказал директор автосервиса о парне, который пел моей машине.

А по-моему, он как раз вырос - достаточно, чтобы честно сказать: я не буду бежать, только потому что все побежали. Я не стану чинить то, что не сломано. Я счастлив здесь и сейчас, а если кто-то считает, что это неправильно, - ну что ж, это дело хозяйское. Меня не волнует…

Друзья, поддержите нашу группу в Фейсбуке. Поделитесь этим постом с друзьями или нажмите кнопку «Мне нравится!» и Вы всегда будете в курсе свежих постов «Капризульки»!

Для вас мы собираем лучшие материалы со всего интернета из мира красивых, энергичных, веселых и здоровых людей - таких как мы с вами!