Психология речи. Функция воздействия

Это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Рис. 1.3. Функции права

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1.3):

  • регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • информационной (передастся определенная информация);
  • ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Основные функции права

— это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Слово «функция» происходит от латинского functio - «осуществление», а в теории государства и права означает «направление»; «предмет» и «содержание» деятельности государственно-правового института. Оно употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Сущность и социальное назначение права в жизни общества выражается не только в ее принципах, но и в функциях. В них проявляется его регулирующая роль, находят выражение основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, отражается его основное социальное назначение.

Многочисленные исследования понятия «функция права» на сегодняшний день приводят к выводу о том, что под функцией права необходимо понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения и социальное назначение права, которое заключается в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и характеризуют право в действии, являются выражением его динамической природы.

Итак, функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. Так, одни отношения право регулирует, другие охраняет, а на третьи оказывает только косвенное влияние. Поэтому существует различие между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Правовое воздействие состоит во взятом в единстве и многообразии процессе влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В предмет правого воздействия входят такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние, а правовое регулирование связано с установлением конкретных юридических прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, т.е. при его помощи происходит непосредственное регулирование общественных отношений.

Функциями права следует признавать только основные направления правового воздействия. Основное направление функции подчеркивает наиболее важные и действенные стороны правового воздействия и позволяет не «впадать» в правовой идеализм и не видеть в праве всесильного регулятора общественных отношений, что может привести к переоценке роли права в обществе. В функциях права необходимо находить своеобразную «золотую середину» - не умалять значения права и в то же время не видеть в нем панацею для разрешения всех необходимых вопросов регулирования общественных отношений. Например, малоэффективным выглядит попытка законодателя предотвратить уход валютного капитала за границу при помощи установления уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Образно говоря, угрозой уголовно-правовой «дубины» данную проблему не решить, т.к. для предотвращения ухода капитала из России необходимо создать благоприятные экономические условия их сохранности и использования.

Классификация функций права зависит от того, в какой плоскости они освещаются: специально юридической или общесоциальной. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить экономическую, политическую, воспитательную и коммуникативную функции.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции, классифицирующиеся так в зависимости от характера и целей правового воздействия. Возможны и другие классификации функций права. Каждая из отраслей права имеет собственную специфику, соответственно, различают функции конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права, соответственно, можно выделить функции подотраслей права, правовых институтов и отдельных норм права. В своей совокупности все разновидности функций образуют сложную систему, воздействующие при помощи самых разнообразных приемов и способов на общественные отношения.

Регулятивная функция права - это обусловленное его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую . Воздействие первой состоит в закреплении общественных отношений, воздействие второй - в оформлении их динамики (движения).

Наиболее характерными чертами осуществления регулятивной функции выступают: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; закрепление юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права; определение составов правомерного поведения.

Охранительная функция права - это основное направление правового воздействия, направленное на охрану общественных отношений и вытеснение антисоциальных явлений, противоречащих установленным ценностям.

В рамках охранительной функции осуществляются ее подфункции: общепревентивная, частнопревентивная, карательная, восстановительная и контрольная. Многообразие подфункций охранительной функции права обуславливает и многообразие ее проявлений и последовательность действия различных элементов, ее составляющих. Так, если не оказывается эффективным общепревентивное воздействие, начинают работать карательная, частнопревентивная и восстановительная подфункции. В любом случае кара правонарушителя и восстановление общественных отношений - это уже вторичный результат действия охранительной функции, которая первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в этом объективно нуждаются.

Наиболее общими и характерными чертами охранительной функции права выступают:

  • во-первых, закрепление в нормах запрещенных вариантов поведения, что направляет деятельность субъекта в необходимое русло и предостерегает его от возможного нарушения правовых норм, т.к. ему указывают, как запрещено поступать в той или иной ситуации. Превенция возможного отклоняющегося поведения начинается не с санкции, а с определения (установления) обязанностей по соблюдению нормы и их уяснения, поэтому охранительная функция обладает определенными чертами, свойственными для регулятивной функции;
  • во-вторых, установление санкций за совершение правонарушений И ИХ информационное воздействие (угроза применения), и информационное воздействие со стороны практики применения наказания (взыскания), которые имеют упреждающее значение для лиц с антисоциальными установками;
  • в-третьих, непосредственная реализация санкций правовых норм (в случае совершения правонарушений), которые ограничивают права правонарушителя и одновременно направляют его поведение в необходимое русло либо лишают фактической возможности совершить новое правонарушение и информируют о том, что в случае совершения повторного правонарушения будет применена более строгая мера ответственности. Например, запрет на осуществление валютных операций банком лишает его фактической возможности совершить правонарушение, посягающее на валютные отношения, а в случаях систематического нарушения банком действующего законодательства может быть применена и более строгая мера ответственности (отзыв лицензии);
  • в-четвертых, закрепление в правовых нормах обязанностей правонарушителя по восстановлению причиненного вреда, которое происходит одновременно с установлением прав и обязанностей компетентных органов привлечь виновного к ответственности и принудить его к восстановлению общественных отношений. Например, применение штрафа к налоговому правонарушителю не освобождает его от обязанности уплатить налог, а компетентные органы не только имеют право, но и обязаны принять все необходимые меры для его уплаты;
  • в-пятых, осуждение (порицание) правонарушителя, сужение его имущественной сферы, лишение субъективных прав, т.е. его кара, осуществляемая исключительно в целях предупреждения правонарушений, воспитания правонарушителя и восстановления общественных отношений.

Регулятивную и охранительную функции права нельзя понимать упрощенно. В действительности регулятивная и охранительная функции находятся в тесном взаимодействии, переплетаются друг с другом, могут действовать одновременно; различить их достаточно сложно и возможно только на теоретическом уровне. Трудно представить себе такую охрану общественных отношений, которая бы не предполагала их регулирования. Так, охранительная функция, дополняя регулятивную, в итоге воздействует на поведение субъектов и регулирует их поведение, не допуская развития отклоняющегося варианта как при совершении субъектами активных действий, так и при воздержании от совершения определенных действий (в том числе и под угрозой применения санкции). В этом, собственно, и проявляется основное предназначение права - быть регулятором общественных отношений.

Однако отличительной чертой регулятивной функции выступает ее первичный по отношению к охранительной функции характер. Прежде чем последует охрана отношений, они должны быть упорядочены. Отдельные подфункции охранительной функции (карательная и восстановительная) вообще не могут возникнуть, если не будет нарушено регулятивное правоотношение.

Раскрытие теоретических основ познавательной деятельности предполагает рассмотрение сущности и содержания процесса познания. Что значит познавать?

Познавать – значит отражать в сознании индивида сущность предметов и явлений, существующих независимо от него.

Познание осуществляется на основе двух теорий:

Теории отражения;

Теории преобразования.

Вначале проанализируем основные характеристики теории отражения.

Отражение – способность явлений в процессе взаимодействия воспроизводить особенности одного из них в другом.

Следовательно, любое явление обладает свойством отражения. В этой связи целесообразно рассмотреть составляющие отражения.

Составляющие отражения (рис. 1):

Отражаемое;

Отражающее;

Отображение.

Рис. 1. Составляющие отражения

Между этими составляющими устанавливаются определенные связи и отношения, которые фиксируются (отражаются) в сознании обучающегося в ходе познавательной деятельности.

Отражение это, как правило, активный процесс.

Активность отражения характеризуется следующими показателями:

1. Оно осуществляется в процессе деятельности анализаторов коры головного мозга.

2. Отражение предполагает сложную мыслительную деятельность, опирающуюся на логичес-кие операции анализа, синтеза и т.п.

3. Активность отражения проявляется в его избирательности.

4. Активность отражения выражается в отношениях, в том числе и в познавательной деятельности.

5. Из множества явлений и процессов субъект познания активно отбирает лишь те, которые становятся объектами его познавательной деятельности.

Подчеркнем, что активность в познании осуществляется в ходе отражательно-преобразова-тельной деятельности. В этой связи возникает потребность в определении явления «преобразо-вание», которое рассматривается в рамках теории преобразования.

Преобразование – это процесс изменения определенного явления в направлении его совершенствования.

Теория преобразования базируется на деятельностной активности личности, в том числе и в процессе познания, обучения (схема 2).

Схема 2. Деятельностная активность личности

В ходе активного преобразовательного процесса, в частности осуществляемого в ходе познавательной деятельности, личность изменяет себя, свои психические свойства, состояния, формирует систему знаний и умений, развивает свои способности.

Активность познавательной деятельности находит свое проявление в психических свойствах, процессах и состояниях.

В их числе:

1. Ощущение.

2. Восприятие.

3. Представления.

4. Внимание.

5. Память.

6. Воображение.

7. Мышление.

9. Чувства.

Целесообразность познания этих свойств, процессов и состояний, в том числе и применительно к познавательной деятельности, подчеркивали многие мыслители. В частности, Лопе де Вега писал: «Умей понять психологические качества других людей и тогда ты поймешь, что собой представляет их внутренний мир».

Рассмотрим в кратком изложении обозначенные свойства, процессы и состояния.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

В числе свойств и видов ощущений, которые представляются значимыми для познавательной деятельности, выделим следующие.

Свойства ощущений: адаптация, контраст, последовательные образы.

Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные.

Ощущение можно схематично изобразить следующим образом (схема 3).

Схема 3. Сущность ощущений

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Функцией восприятия является отражение предметов и явлений действительности в их целостности.

Физиологический механизм восприятия заключается в отражении в психике целостных предметов и явлений мира.

Восприятие в зависимости от цели подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия – восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Восприятие в зависимости от степени организации подразделяется на организованное и неорганизованное.

Организованное восприятие – целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Наблюдения отличается от простого организованного восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм отражения оно подразделяется на восприятия:

Пространства;

Времени;

Движения.

Особенности восприятия включают:

Свойства восприятия;

Физические характеристики восприятия.

Свойства восприятия:

Избирательность;

Предметность;

Апперцепция;

Осмысленность;

Целостность.

Физические характеристики восприятия:

Пространство;

Объемность;

Величина;

Глубина;

Удаленность;

Линейная перспектива;

Воздушная перспектива.

Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

В качестве функций представления выделяются:

Сигнальная;

Регулирующая;

Настроечная.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическими основами представлений являются "следы" в коре больших полушарий головного мозга, которые образуются после реальных возбуждений центральной нервной системы.

Представление как родовое явление подразделяется на следующие виды:

По типам анализаторов;

По степени обобщенности;

По уровням проявления волевых усилий;

По продолжительности их протекания.

Особенности представления находят свое выражение в:

Обобщенности образов;

Схематичности;

Привязанности к конкретным условиям;

Высокой степени осмысленности;

Утонченности образов;

Относительной полноты образов.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Функция внимания – сосредоточение сознания на предмете деятельности.

Физиологический механизм внимания представлен процессами возбуждения и торможения, возникающими в коре головного мозга.

Внимание характеризуют следующие показатели (схема 4).

Схема 4. Показатели внимания

Свойства внимания:

Концентрация (сосредоточенность внимания на отдельных элементах, явлениях, процессах изучаемого предмета);

Избирательность (акцентирование внимания на отдельных аспектах изучаемого предмета в соответствии с поставленными задачами);

Распределение (ориентация в изучаемом предмете на отдельные его характеристики);

Объем (целостное видение изучаемого предмета);

Интенсивность (степень напряжения внимания при восприятии определенного предмета);

Устойчивость (определенная система в восприятии изучаемого явления);

Отвлекаемость (рефлексия в ходе осмысления воспринимаемого предмета).

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и узнавания того, что человек отражал, делал или переживал.

Функция памяти - накопление жизненного опыта.

Физиологический механизм памяти заключается в возможности отражения и сохранения впечатлений от влияний внешнего мира.

Память характеризуется определенными показателями, в числе которых выделим процессы, особенности и виды (схема 5).

Схема 5. Показатели памяти

Процессы памяти включают:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение;

Узнавание.

Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания материала.

Узнавание – сопровождающие память процессы, которые позволяют ей более эффективно функционировать.

Виды памяти представлены на схеме 6.

Схема 6. Виды памяти

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. раздражители.

Словесно-логическая память – память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память – память на движение.

Эмоциональная память – память на переживания.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения реальной действительности.

Функции воображения:

Создание в сознании новых образов;

Опережающее отражение в сознании реальности.

Воображение включает следующие характеристики:

Вычленение образа предмета;

Изменение величины объектов;

Соединение частей объектов;

Конструирование;

Мысленное усиление;

Перенос на другие объекты;

Мысленное ослабление образов;

Создание новых образов на основе обобщения.

Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:

Возбуждения и торможения;

Иррадиации и концентрации;

Положительной и отрицательной индукции;

Анализа и синтеза.

Виды воображения представлены на схеме 7.

Схема 7. Виды воображения

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно всегда имеет опосредованный характер.

С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) составляют физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своему содержанию подразделяется на мыслительные операции, формы, виды и способы, которые могут быть представлены схематично (схема 8).

Мыслительные (умственные) операции включают в себя определенные элементы и процессы, которые находят свое выражение в следующих методах мышления:

Анализ – мысленное расчленение предметов в сознании, выделение их составных частей, элементов, признаков и свойств;

Синтез – мысленное объединение отдельных частей, элементов, признаков и свойств анализируемых явлений в единое качественно новое целое;

Сравнение – важная мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении рассматриваемых явлений, их свойств и признаков;

Абстрагирование – (от лат. "abstragere" – отвлекать, оттягивать) мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны;

Обобщение – продолжение и углубление синтезирующей деятельности сознания при помощи речи. Обобщение выводит мышление на классификацию, цель которой – разграничение и последующее объединение объектов на основании их совместных существенных признаков. Классификация способствует упорядочению знаний и более глубокому пониманию их смысловой структуры.

Конкретизация – уточнение отдельных анализируемых явлений в соответствии с присущими им специфическими чертами и качествами;

Индукция – (от лат. inductio – наведение) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от частного к общему;

Дедукция – (от лат. deductio – выведение) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному.

Формы мышления (т.е. процесс его организации) находят выражение в понятиях, суждениях и умозаключениях, с помощью которых оно осуществляется.

Понятие – форма мышления, при помощи которой познается суть предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их значимые признаки. Существенные признаки – это такие, которые принадлежат предметам при любых условиях, выражают их природу, отличают их от других предметов, обозначают важнейшие их свойства, без которых они не могли бы существовать. Понятие имеет свой объем и содержание. Объем понятия – это отраженные в нем предметы, а содержание – это отражение в нем совокупности существенных признаков. Понятия подразделяются на общие и единичные. Общие понятия – это родовые, отражающие наиболее существенные признаки анализируемых явлений, а единичные – видовые, отражающие особенные признаки рассматриваемых явлений.

Суждение – форма мысленного отражения, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений определенных предметов. Характерным свойством суждений является то, что оно существует, проявляется и формируется в предложении. Предложение – это грамматическое соединение слов, которое фиксирует определенное суждение. Суждение является истинным, если оно правильно отражает отношения, которые существуют в объективной реальности.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключение бывает индуктивным, дедуктивным и умозаключением по аналогии. Индуктивное умозаключение – это суждение, в котором на основании конкретного, частичного делается обобщения. Дедуктивное умозаключение – это суждение, в котором на основании общего возникает знание о частичном, конкретном. Умозаключение по аналогии – это суждение, основанное на схожести существенных признаков, характеризующих определенные объекты, на основе которых делается вывод о возможной схожести их по другим признакам.

Мышление подразделяется на наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление характеризуются тем, что в нем решаются задачи, непосредственно включенные в саму деятельность. Данный вид мышления свойствен людям профессий, требующих практического анализа, разнообразного комбинирования и конструирования деятельности.

Образное мышление характеризуется тем, что содержание задачи здесь – это образный материал, оперирование которым позволяет анализировать, сравнивать или обобщать существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений. Данный вид мышления позволяет расширять познавательные возможности личности более содержательно, и разнообразно отражать объективную реальность.

Отвлеченное мышление – это словесно-логическое (абстрактное) мышление, осуществляемое в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию или представлению.

Наряду с обозначенными видами мышления, в литературе имеются и иные подходы к их выделению (схема 9).

Схема 9. Виды мышления

Дадим краткое определение обозначенным видам мышления.

По характеру решаемых задач мышление, как представлено на схеме 9, подразделяется на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление оперирует научными терминами, такими как понятия категории, суждения и умозаключения. Практическое мышление идет от жизни, от эмпирических фактов. При этом мышление базируется на представлениях, восприятиях окружающей реальности, в том числе и субъективных мнениях тех лиц, которые практически мыслят.

По степени развернутости мышление подразделяется на дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление – (от лат. discursus - рассуждение) опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Интуитивное мышление – (от лат. intuitio - созерцание) способность ума постигать истину без помощи доказательств на основе чувств без всякой видимой научно-обоснованной причины. Наши предки называли интуицию "голосом природы", или шестым чувством.

По степени новизны и оригинальности мышление подразделяется на репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное мышление – (от лат. reproductio - воспроизведение) это мышление, основанное на прошлом опыте, на тех знаниях, умениях и способностях, которые гарантируют усвоение, точное воспроизведение того, что усваивается, анализируется, рассматривается. Продуктивное мышление – это процесс мышления, основанный на включении в ход его развертывания новых определений, суждений и умозаключений, дающих оригинальный продукт, являющийся синтезом его процесса.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В качестве функций речи выступают следующие:

1. Функция выражения заключается в том, что благодаря речи человек может, с одной стороны, полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой – значительно расширять возможности общения.

2. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

3. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей реальности присущие им названия.

4. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

Существуют определенные виды речи (схема 10).

Внешняя речь – это общение, которое может осуществляться как в форме устной, так и письменной речи. Соответственно внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятие их людьми на слух – с другой.

Письменная речь – это речь, осуществляемая посредством письменных знаков.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Устная речь, в свою очередь, подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь – это речь одного человека, излагающего свои мысли в течение определенного времени.

Схема 10. Виды речи

Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

Свойства речи представлены на схеме 11.

Схема 11. Свойства речи

Выразительность речи предполагает выделение в ней наиболее значимых положений, которые характеризуют ее предмет.

Понятность речи можно рассматривать в двух направлениях: объективная и субъективная понятность. Объективная понятность соответствует истинному содержанию темы разговора, который отражает объективные, органичные, природные положения, имеющие отношения к данной речи. Субъективная понятность характеризует смысловое уяснение темы речи ее субъектами.

Воздейственность речи достигается с помощью применения соответствующих методов. Отобразим их на схеме 12.

Схема 12. Методы воздейственности речи

Поучение в большей мере характеризует воздействие с точки зрения обучения его субъектов. Наставление свойственно, в основе своей, инструктированию субъектов – каким образом следует действовать при решении тех или иных поставленных задач. Просьба в большей степени ориентирована на рациональную сферу сознания личности. Она апеллирует к убеждающему воздействию в отношении партнера по общению. Приказание же имеет прямое отношение к волевой сфере сознания личности. Она вынуждена выполнять определенные требования, иначе для нее наступят нежелательные последствия. Инструктаж имеет отношение как к рациональной, так и к волевой сферам сознания. Совет же в большей мере связан с эмоциональной сферой сознания личности. В ходе совета оказывается внушающее воздействие на нее. Например, при воздействии на личность осуществляется акцент на доброжелательное и ответственное отношение ее к выполнению тех или иных поручений.

С учетом того, что при использовании обозначенных методов воздействия мы исходили из того, что они имеют отношение к разным сферам сознания личности, представим ее схематично (схема 13).

Схема 13. Сознание личности

Обозначения:

С – сознание личности.

Р – рациональная (интеллектуальная) сфера сознания личности.

В – волевая сфера сознания личности.

Э – эмоциональная сфера сознания личности.

Обозначенные сферы сознания личности находятся в диалектической взаимосвязи. Отмеченную закономерность следует учитывать при оказании воздействия на нее с акцентом на указанные методы воздействия.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношения к действительности.

Эмоция – (от лат. emovere – возбуждать, волновать) общая активная форма переживания организмом человека особенностей своей жизнедеятельности.

Чувства – специфически человеческие обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь, гордость, горе, гнев, стыд и т.д.

Чувства отличаются от эмоций своей предметностью. В этой связи говорят о чувстве любви к Отечеству, о радости в связи с получением оценки на экзамене, о неудовлетворенности поведением в определенной ситуации лица, с которым находишься в дружеских отношениях.

Эмоции же выражают общее переживаемое отношение к тем или иным явлениям жизнедеятельности. Например, к неудовлетворительным условиям учебной, трудовой и иной деятельности.

Эмоции подразделяются на астенические и стенические. Астенические эмоции – это окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, страха и т.п. Стенические эмоции – это окрашенные положительным эмоциональным тоном переживания, характеризующиеся повышением жизнедеятельности (в этой связи возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т.д.).

В числе видов эмоций и чувств выделяют:

Чувственный тон, который находит свое проявление в переживаниях, сопровождающих отдельные жизненно-важные воздействия (например, температурные, болевые, вкусовые);

Настроения – одна из форм эмоциональной жизни человека, вызывающая эмоциональное состояние, окрашиваемое в течение определенного периода времени все его переживания;

Аффекты – (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) сильные и относительно кратковременные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти нужный выход из опасных, неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают стереотипный способ разрешения аффектной ситуации (например, бегство, агрессия).

Страсти – эмоциональные переживания личности, связанные с проявлением повышенных чувств (например, любви, гнева) к предметам ее интереса;

Стрессы – неспецифическая реакция организма человека на ситуацию, его защитная реакция, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности. Данная реакция мобилизует, подготавливает организм к возможным активным действиям, направленным на выход из стрессовой ситуации с наименьшими потерями;

Чувства, в отличие от эмоций, как было отмечено, характеризуются предметностью, и в этой связи называются высшими чувствами.

Высшие чувства подразделяются на:

Моральные – чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе (например, в чувствах уважения, любви, дружбы, ненависти и т.д.);

Интеллектуальные – эмоциональный отклик на отношения человека к познавательной деятельности, проявляющиеся в любознательности, чувстве нового, удивлений, убежденности или сомнений;

Эстетические – чувства красоты, явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое сочетание в предметах целого и частей, ритмов и симметрии вызывают чувства приятного, наслаждения, которые глубоко переживаются и облагораживают душу. Таковые чувства вызывают, например, произведения искусств.

Праксические – переживания человеком своего отношения к деятельности, проявляющегося в увлеченности, удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, безразличном отношении к ней. Эти чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Особенно успешно она развиваются и становятся стойкими, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям личности, когда в деятельности проявляются элементы творчества, намечаются перспективы его развития.

Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения поставленной цели.

Функция воли – сознательная регуляция психической активности.

Механизм воли – обусловленность волевого действия сознательно поставленной и реализуемой целью.

Волю характеризуют определенные виды волевых действий, волевые качества и структура волевого действия (схема 14).

Схема 14. Характеристика воли

Произвольными называются сознательные, специально организованные действия и движения, осуществляемые в соответствии с поставленной целью.

Непроизвольными называются неосознаваемые действия и движения, вызываемые безусловными раздражителями и отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитой организма или с удовлетворением его органических потребностей.

Волевые качества человека:

Целенаправленность – одно из волевых качеств личности, характеризующееся ее принципиальностью и убежденностью и отличающееся глубоким осознанием личностью своих задач и необходимостью их осуществления.

Самостоятельность – одно из волевых качеств личности, характеризующее ее стремление проявлять свою индивидуальность в выработке и реализации решений. Самостоятельность воли проявляется в возможности принципиально решать поставленные задачи.

Инициативность – важное волевое качество личности, характеризующее ее возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и без напоминания и принуждений других реализовывать их. Индивидуальность характеризуется действенной активностью личности.

Выдержка – волевое качество личности, ориентирующее ее на взвешенное, неторопливое принятие решений.

Самообладание – способность личности быть уверенной в любых, в том числе и в кризисных ситуациях. Владея собой, человек смело берется за ответственные задания, хотя и знает, что они связаны с опасностью и даже угрожают его жизни;

Настойчивость – умение своевременно и обдуманно доводить начатое дело до логического конца;

Решительность – волевое качество личности, свидетельствующее о ее настойчивом стремлении решить поставленную задачу в кратчайшие сроки.

Упрямство – это необдуманное, ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человек настаивает на своем желании, не принимая во внимание сложившихся обстоятельств. Упрямство – это проявление не силы, а слабости воли.

Внушаемость – это качество личности, противоположное ее самостоятельности, проявляющееся в подверженности влиянию других людей.

Структуру волевого действия характеризуют следующие компоненты:

1) влечение (неосознаваемые желания);

2) желание (осознанное стремление достичь поставленной цели);

3) стремление (активная деятельность личности, характеризующаяся осознанием цели и способов ее достижений);

4) борьба мотивов (столкновение противоречивых желаний, стремлений при выборе задач и действий);

5) принятие решения (процесс его выработки и планирование последующей реализации);

6) действие по выполнению решений (реализация решений, преодоление объективных и субъективных препятствий).

Характеристика рассмотренных психических свойств и состояний ориентирует на целесообразность использования их в познавательной деятельности в интересах ее успешного осуществления, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества преобразовательной деятельности, связанной с выработкой умений, навыков, развитием способностей, черт и качеств личности, необходимых ей в жизни и в профессиональной деятельности.

Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.

Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Речь способствует также передаче опыта во времени (между поколениями) и пространстве (посредством письма).

Речь - это психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна.

Функции речи:

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них;

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция планирования - речь помогает человеку планировать свои действия.

В психологии различают два основных вида речи : внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую ) и письменную.

Внешняя устная речь :

Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5.Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников исостоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.


Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

Грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.