А барто нет в молодые годы. Неизвестные факты об известных писателях. Агния Барто

К 110-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто


«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу, когда вы порвались, я вас склеила», — эти слова Агния Барто прочитала в одном детском письме. Письма от благодарных читателей писательница получала в большом количестве, но именно детским радовалась больше всего, они были для нее «универсальным клеем», который помогал восстанавливать силы.

– Мне кажется, Агния Барто была всегда, когда я была маленькой — у меня были ее книги, сначала мне читала мама, потом я сама, – вспоминает библиотекарь абонемента художественной литературы Галина Фортыгина. – Вырос и мой ребенок — и я читала ему книги Агнии Барто, которые сохранились еще из моего детства и, конечно же, мы получали удовольствие, покупая новые. И так не только в нашей семье. Думаю (и надеюсь), что эта традиция — читать книги Агнии Барто — будет существовать еще очень долгое время.

Если писателя помнят так долго, читают и перечитывают его книги, передавая из поколения в поколение его слово — это ли не лучшее признание!


Матросская шапка

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

Прокати, капитан!

Или

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Агния Барто родилась в Москве, 17 февраля 1906 года. Хотя дата это не совсем верная, на самом деле Агния Львовна родилась в 1907 году. Лишний год в ее биографии взялся не просто так, в годы войны юной Агнии пришлось добавить себе возраста, чтобы ее взяли на работу. Отец, Лев Николаевич Волов, был врачом-ветеринаром, мать вела домашнее хозяйство. Девочка училась в гимназии, занималась балетом, увлекалась поэзией. И хотя она окончила хореографическое училище и была принята в балетную группу, танец не стал делом всей ее жизни. Как и многие девочки в то время, Агния страстно увлекалась поэзией и была «подахматовкой», так называли подражательниц Анны Ахматовой. Пыталась сочинять и сама, писала стихи про рыцарей, сероглазых королей, бледные небеса и румяные розы, пока не открыла для себя Маяковского. С тех пор все нежные образы были забыты, а стихотворный альбом юной поэтессы стал заполняться «лесенкой» и каламбурами. Агния Барто считала Маяковского одним из главных своих учителей, именно у него она училась искусству новых форм. Влияние Маяковского, его художественные традиции ощущались в поэзии Агнии Барто всю ее жизнь.

Юность Агнии Воловой, как и многих ее соотечественников, родившихся в начале 20 века, пришлась на годы революции и гражданской войны. Семья пережила эти времена, не попав в адские жернова. Но средств и продуктов не хватало и Агнии пришлось работать, она стала продавцом в магазине «Одежда». Она продолжала танцевать и сочинять стихи, но профессиональным поэтом себя, конечно же, не видела. Важное жизненное решение помог принять случай в лице А.В. Луначарского.

На одном из театральных вечеров в хореографическом училище Агния читала свое стихотворение «Похоронный марш», оно было трагическим по содержанию и звучало под музыку Шопена. Но присутствующий на этом вечере нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский (он был не только большевиком и соратником Ленина, но и писателем, литературным критиком) не мог сдержать смеха. Что так развеселило этого человека, остается неизвестным, но известен тот факт, что он пригласил юную балерину в наркомпрос и дал дельный совет, совет — всерьез заняться поэзией и писать не просто стихи, а стихи для детей. Каким чутьем он разглядел в ней этот особый дар, этот редкий талант? Так было положено начало, задан импульс для профессиональной карьеры будущей поэтессы и было это в 1920 году. Много лет спустя Агния Львовна вспоминала с иронией тот факт, что первые шаги ее творческого пути были довольно оскорбительными. Конечно, для юности более предпочтительно то, когда признают твой трагический талант, а не комический.

В 1924 году она окончила хореографическое училище и была принята в балетную труппу. Намечались зарубежные гастроли, в которых Агния по настоянию отца не приняла участия. Следующий значительный факт из ее биографии — замужество. В возрасте восемнадцати лет Агния Волова вышла замуж за человека, который дал ей фамилию Барто. Ее мужем стал поэт Павел Барто, вместе они написали несколько стихотворений, в том числе «Девочка-ревушка» и «Девочка чумазая». У них родился сын Эдгар, но брак не был долгим. Спустя несколько лет Агния Барто ушла из этого семейного и творческого союза, встретив свою настоящую любовь. Второй ее брак, с ученым-энергетиком А.В. Щегляевым, стал долгим и счастливым. Их дочь Татьяна Андреевна всегда говорила, что родители очень любили друг друга.

Первые удачные стихи были написаны в середине 20-х годов — это «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка», «Пионеры», «Братишка», «Первое мая». Они пользовались популярностью благодаря своей тематике, тесно связанной с новыми интересами детей, а также еще редкому в детской поэзии публицистическому пафосу. Она прямо говорила с маленьким читателем на серьезные морально-этические темы и не скрывала под игрой или выдумкой воспитательную тенденцию. Важным явилось и то, что она разработала новую большую тему детской книги — общественное поведение ребенка. Примерами могут служить стихотворения «Девочка-ревушка» и «Девочка чумазая».


Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

— Я на солнышке

лежала,

руки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

– Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

— Я на солнышке

лежала,

нос кверху

держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы

измазала,

не девочка,

а зебра,

ноги-

как у негра.

— Я на солнышке

лежала,

пятки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

царапалась, как кошка:

— Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос –

разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный

носик!

Он мыла

не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы –

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

В ее стихах можно было разглядеть сатиру, в чем прослеживалось несомненное влияние Маяковского. Однако сатира у Барто всегда была приглушена мягкой лирической интонацией, чему учил ее другой мастер — Корней Чуковский. Он требовал от молодой поэтессы лиричности («...только лиричность делает острословие юмором», — писал он ей), тщательной отделки формы вместо «рюшек и оборочек» ловких форм, с помощью которых так легко поразить неискушенного читателя.

Барто продолжала писать для детей и от имени детей — это было ее призвание. Дети были героями всех ее стихотворений — мальчики и девочки, малыши и школьники, они жили реальной жизнью и их портреты были весьма узнаваемы, а образы убедительны. Значительная часть стихотворений поэтессы — детские портреты, и в каждом из них видна живая детская индивидуальность, которая обобщена до легко узнаваемого типа. Во многих стихах звучит детское имя. Например, «Непоседа», «Болтунья», «Королева», «Копейкин», «Новичок», «Вовка — добрая душа», «Катя», «Любочка». В своем творчестве Барто считала важным дать психологический портрет ребенка, но при этом не вдавалась в морализаторство. Она мастерски подмечала возрастные особенности и «проблемные» черты детей и предлагала им взглянуть на себя со стороны и заняться самовоспитанием. Здесь Агния Барто как будто бы посмеивалась над своими героями, но делала это тактично, с мягкой иронией, не допуская глупого и злого смеха. В чем то она помогала и родителям, давая им понять, что детские недостатки формируются самими взрослыми. Лень, корысть, жадность, самолюбование, вранье, детская злость — легко устранимы, если вовремя обратить на них внимание. Родители же, обычно читающие книжки детям, должны разглядеть эти подсказки, исходящие от чуткого и доброго человека.

Королева

Если до сих пор нигде вы

Не встречали королевы,-

Поглядите — вот она!

Среди нас живет она.

Всем, направо и налево,

Объявляет королева:

— Где мой плащ? Его повесьте!

Почему он не на месте?

У меня портфель тяжелый —

Донесешь его до школы!

Я дежурной поручаю

Принести мне кружку чая

И купите мне в буфете

Каждый, каждый по конфете.

Королева — в третьем классе,

А зовут ее Настасьей.

Бант у Насти

Как корона,

Как корона

Из капрона.

В 1936 году вышел в печать стихотворный цикл Агнии Барто «Игрушки» — это стихи о малышах и для малышей. Автор «Игрушек» получила всенародную огромную любовь и популярность и стала одним из наиболее любимых поэтов, говорящем на языке детей. «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик», «Кораблик», «Мячик» и другие стихотворения дети запоминают быстро и с большой охотой — они звучат так, как если бы говорил сам ребенок, т. е. воспроизводят особенности лексики и синтаксиса ребенка.

Среди «малышовых» стихотворений Агнии Барто есть такие, которые посвящены важным моментам жизни в семье ребенка, например, рождению брата или сестры. Автор показывает, как это событие переворачивает жизнь старших детей. Кто-то из них ощущает потерянность и ненужность, а кто-то, наоборот, начинает осознавать свою взрослость и проявляет заботу. «Обида», «Настенька», «Света думает», «Комары» и др.

В предвоенные годы Агния Львовна создавала поэтический образ советского детства. Счастье, здоровье, внутренняя сила, дух интернационализма и антифашизма — таковы общие черты этого образа. «Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Веревочка» (1941), в них автор показывает, что советские дети могут мирно веселиться, гулять, трудиться.

Веревочка

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы, заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не запыленная,

Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду,

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами

Вместе.

Вышла Лидочка вперед.

Лида прыгалку берет.

Весна 1941 года в Москве, еще не случилась война и в городе кипит жизнь, на улице много беззаботных детей и прохожих. Лидочка, главная героиня — под стать «шумной, веселой, весенней» столице. Стихотворение «Веревочка» как нельзя лучше передает настроение, которое охватывает всех в первые теплые весенние деньки и звучит как гимн возрождающейся природе и детству.

Следующая важная веха в жизни известной поэтессы случилась с началом войны. Муж Агнии Львовны был известнейшим инженером, специалистом по паровым турбинам и его направили работать в Свердловск. Вместе с ним на Урал поехала и семья. И здесь писательница не осталась без работы. Она продолжала писать стихи, выступала в госпиталях, в школах, на радио. Но ей был нужен новый типаж, новый повзрослевший герой. И тогда Барто спросила совета у Павла Бажова, с которым имела возможность общаться: как подойти к теме. Он взял ее на собрание ремесленников, где выступал, а потом предложил пойти поучиться вместе с ними. Так Агния Барто поступила в ремесленное училище, чтобы обучиться токарному мастерству. Для нее это был новый опыт общения, необходимый для понимания нового молодого поколения, растущего в военное время. К этому периоду можно отнести стихотворный цикл «Уральцы бьются здорово», сборник «Подростки» (1943), поэму «Никита» (1945).

Нельзя не упомянуть об одном совершенно самоотверженном поступке Агнии Львовны Барто, матери двоих детей. В годы войны она упорно добивалась командировки на фронт и, с трудом получив разрешение, провела на передовой двадцать два дня. Она объясняла это тем, что не может писать для детей о войне, не побывав там, где свистят пули.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней — молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Семья Щегляевых-Барто вернулась в Москву в мае 1945, вот-вот должна была закончиться война. Но Агнии Львовне не удалось ощутить в полной мере счастье от Дня Победы, за несколько дней до этого по трагической случайности погиб ее семнадцатилетний сын. Ужасная, ни с чем не сопоставимая трагедия. Чтобы свыкнуться с горем Барто окунулась в работу, стала посещать детские дома. Она выступала перед детьми, читала стихи, наблюдала за их жизнью. Так возникла новая тема в творчестве поэтессы — тема защиты детства от бед взрослого мира.

В 1947 году вышла поэма Агнии Барто «Звенигород». В ней она описала детский дом — дом, в котором живут дети, чьи родители погибли в военное время, и их воспоминания. Это была все та же узнаваемая Агния Барто, с ее легким, лиричным стилем, но в интонациях была слышна скрытая горечь и трагичность.

Собраны ребята:

В этот дом их в дни войны

Привезли когда-то...

После, чуть не целый год,

Дети рисовали

Сбитый черный самолет,

Дом среди развалин.

Вдруг настанет тишина,

Что-то вспомнят дети...

И, как взрослый, у окна

Вдруг притихнет Петя.

До сих пор он помнит мать...

Не умеет вспоминать —

Ей три года только.

У Никиты нет отца,

Мать его убита.

Подобрали два бойца

У сожженного крыльца

Мальчика Никиту.

Был у Клавы старший брат,

Лейтенант кудрявый,

Вот на карточке он снят

С годовалой Клавой.

Защищал он Сталинград,

Дрался под Полтавой.

Дети воинов, бойцов

В этом детском доме.

Карточки в альбоме.

Вот какая тут семья —

Дочки тут и сыновья.

Время, которое Агния Барто проводила в детских домах, обернулось новым опытом и новыми заботами, которые растянулись почти на девять лет. Отправной точкой стала поэма «Звенигород», ее читали люди, которые также в военное время потеряли своих детей. И вот одна женщина написала Агнии Барто письмо, в нем не было просьб, только одна надежда о том, что ее дочь может быть еще жива и попала в хороший детский дом. Писательница не могла оставить эту беду без внимания и приложила все усилия, чтобы найти человека. И нашла. История, конечно же, на этом не закончилась. Когда об этом случае стало широко известно, к Агнии Барто начали приходить письма с просьбами о помощи, которые тоже не остались без внимания. В результате в 1965 году на радио «Маяк» появилась программа «Найти человека», которой писательница посвятила 9 лет жизни. Каждый месяц, 13-го числа у радиоприемников собирались миллионы радиослушателей и каждый раз они слышали голос Агнии Львовны Барто. И для нее этот день был особенным, потому что она могла сообщить о том, что встретились еще две (или больше) потерянных души, которых раскидало по военным дорогам. При помощи этой программы было соединено 927 семейств. «И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, все мое время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное», — так написала позже в своем дневнике Агния Львовна. Иначе она не могла. Работа по поиску людей, общение с теми, кто искал и находил позже стали содержанием книги «Найти человека». Она переиздавалась несколько раз.

В послевоенное время Агния Барто побывала в нескольких зарубежных странах. Из каждой поездки она привозила детские стихи, рисунки. Сначала просто для себя, а потом подумала, что это будет интересно и другим. «Невеликие поэты» — так шутливо она называла маленьких авторов. Результатом интернационального общения стал сборник «Переводы с детского» (1976), в него были включены стихи, написанные детьми из разных стран. Но, по словам самой поэтессы, это были не переводы. Она объясняла так: «Переводы их стихов? Нет, стихи детей, а написаны они мной… Конечно, я не знаю многих языков. Но знаю язык детский. И потому в подстрочном переводе стараюсь уловить чувства детей, понять, что они думают о дружбе, о мире, о людях».

8 декабря 2014, 13:57

♦ Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище.

♦ Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт Павел Барто , у которого были английские и немецкие предки, сразу понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но… Ничего, кроме поэтических изысканий, их души не связывало. Да, у них родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо.
И они разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.

♦ Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов , хотел, чтобы его дочь стала известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца. Однако в перерывах между занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли. Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих кумиров она стала сочинять все больше и чаще.

♦ Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент в зал зашел Александр Луначарский. Он сразу разглядел талант Агнии Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой. Позже он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она в будущем будет писать веселые стихи.

♦ Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин «Одежда» - слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало, чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет, пришлось солгать, что ей уже 16. Поэтому до сих пор юбилеи Барто (в 2007-м было 100 лет со дня рождения) отмечают два года подряд.♦ Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи. Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты. Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..

♦ В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней Чуковский сказал, что Агния Барто - большой талант. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем. Кстати, несмотря на его нежелание, она оставила себе его фамилию, с которой и прожила до конца своих дней. И именно с ней она прославилась на весь мир.

♦ Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т. д.) - в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться гигантскими тиражами…

♦ Судьба не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым. Этот талантливый молодой ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой. На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик» и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей. Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто, за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали известными, каждый в своей области. Муж Агнии прославился на поприще теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.

♦ У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда, что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет». Но это не так: стихи появились раньше. Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей вместе с женами-мужьями детей и внуками - так хотела Агния.

♦ В конце тридцатых она ездила в эту "опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну", слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,"украшенных" свастикой. Она поняла, что война с Германией неизбежна. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми - у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что "тоже человек". В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать "взрослым писателем". Вернее - фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

♦ В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно.
С сыном Игорем

♦ Надо отдать должное силе духа Агнии Львовны - она не сломилась. Тем более ее спасением было дело, которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии к фильмам. Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как «Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. И после войны, и после личной драмы она не перестала быть в центре жизни страны.
Кадр из к/ф "Подкидыш"

" Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953)

♦ Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска, но жизнеспособными для «сарафанного радио». Например, кто-то писал, что, когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Когда программу закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали в 1968 году.

♦ Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям – Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому. Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала. Хотя однажды категорически отказалась: собрание, решавшее в начале 30-х годов судьбу ее «Игрушек», решило, что рифмы в них – в частности в знаменитом «Уронили мишку на пол…» – слишком трудны для детей.

Татьяна Щегляева (дочь)

«Она не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы, – вспоминает дочь Татьяна – Мама вообще была человеком принципиальным и часто категоричным. Но у нее было на это право: она не писала о том, чего не знала, и была уверена, что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и детские сады – иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования, – слушала, о чем говорят дети, просто гуляя по улице. В этом смысле мама работала всегда. В окружении детишек (еще в молодости)

♦ Дома Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все в порядке. «Мама была главным рулевым в доме, все делалось с ее ведома, – вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна. – С другой стороны, ее берегли и старались создавать рабочие условия – пирогов она не пекла, в очередях не стояла, но была, конечно, хозяйкой в доме. С нами всю жизнь прожила няня Домна Ивановна, которая пришла в дом еще в 1925 году, когда родился мой старший брат Гарик. Это был очень дорогой для нас человек – и хозяйка уже в другом, исполнительном смысле. Мама всегда с ней считалась. Могла, например, спросить: «Ну, как я одета?» И нянечка говорила: «Да, так можно» или: «Странно собралась»

♦ Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» . Она ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками. Разъезжая по разным странам, пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

♦ Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута - так она прожила всю жизнь.

♦ Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета - лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.

♦ Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма. Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: "Черная икра - для академиков", "Красная икра - для членов-корреспондентов", "Крабы и шпроты - для докторов наук", "Сыр и ветчина - для кандидатов", "Винегрет - для лаборантов и студентов". Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, - некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

♦ Семидесятые годы. В Союзе писателей встреча с советскими космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин пишет: «Уронили мишку на пол…» и протягивает его автору, Агнии Барто. Когда впоследствии Гагарина спросили, почему именно эти стихи, тот ответил: «Это первая книга о добре в моей жизни».

Обновлено 08/12/14 14:07 :

Упс... забыла в начало поста вставить кусочек от себя лично)) Наверное, именно стихи Агнии Барто повлияли на то, что мне с детства жалко собачек, кошечек, бабушек и дедушек, которые просят милостыню (я не про тех, кто как на вахте каждый день стоят в одних и тех же переходах метро...). Помню, в детстве смотрела мультик "Кошкин дом" и буквально рыдала - так мне было жаль Кошку и Кота, потому что у них сгорел дом, но их пожалели котята, у которых самих-то ничего нет))))) (я знаю, что это Маршак) . Но ведь плакал бедный ребенок (я) от своей чистой, наивной, детской доброты! А узнавала я доброту не только от мамы с папой, но и из таких книжек и стихов, которые писала Барто. Так что Гагарин очень точно сказал...

Обновлено 08/12/14 15:24 :

Травля Чуковского в 30-е годы

Такой фактбыл. Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто, и от Сергея Михалкова. В среде партийных критиков редакторов возник даже термин - «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. Хотя другие источники говорят, что она не совсем травила Чуковского, а лишь не отказалась подписать какую-то коллективную бумагу. С одной стороны, не по-товарищески, а с другой... Сами решайте) Кроме того, в последние годы Барто навещала Чуковского в Переделкино, они поддерживали переписку... Так что либо Чуковский такой добрый, либо Барто попросила прощения, либо мы многого не знаем.

Кроме того, Барто замечена и в травле Маршака. Цитирую: "Пришла Барто в редакцию и увидела на столе гранки новых стихов Маршака. И говорит: "Да такие стихи я могу писать хоть каждый день!" На что редактор ответил: "Умоляю, пишите их хотя бы через день..."

Обновлено 09/12/14 09:44 :

Продолжаю раскрывать тему травли)) Что касается Маршака и прочих.

В конце 1929 - начале 1930 гг. на страницах "Литературной газеты" развернулась дискуссия "За действительно советскую детскую книгу", которая ставила три задачи: 1) вскрыть всякого рода халтуру в области детской литературы; 2) способствовать становлению принципов для создания действительно советской детской литературы; 3) объединить квалифицированные кадры настоящих детских писателей.

С первых же статей, открывших эту дискуссию, стало ясно, что она пошла по опасному пути, по пути травли лучших детских писателей. Произведения Чуковского и Маршака были подведены под рубрику "бракованной литературы" и попросту халтуры. Некоторые участники дискуссии "обнаружили" "чуждую направленность литературного дарования" Маршака, сделали вывод о том, что он "явно чуждый нам по идеологии", а его книги "вредные, бессодержательные". Начавшись в газете, дискуссия скоро охватила и некоторые журналы. Дискуссия раздувала ошибки талантливых авторов и пропагандировала нехудожественные произведения некоторых писателей.

Характер нападок, тон, которым эти нападки выражались, были абсолютно недопустимы, о чем и заявила группа ленинградских писателей в своем письме: "нападки на Маршака носят характер травли".

ДЕДУШКА ВИТАЛИЙ


Стал пенсионером
Дедушка Виталий,
Получает пенсию
Прямо на дому.


Он проснётся утром:
- Что так рано встали?
Вам не на работу!-
Говорят ему.


Дедушка Виталий
Был кассиром в тресте,
Выдавал зарплату,
В банк спешил с утра,


А теперь проснётся -
И сидит на месте,
И ворчит сердито:
- Помирать пора!


- Вы бы погуляли!-
Говорят невестки,
Намекая деду:
Он мешает тут!


В ящике почтовом
Ни одной повестки -
Больше на собранье
Деда не зовут.


Он идёт с прогулки
Недовольный, вялый.
Погулять бы с внуком -
Внука любит дед!


Но Андрюшка вырос,
В пятом классе малый!
У него для деда
Ни минутки нет!


То он умчится в школу!
То он на птичьем рынке!
(Отряду нужен голубь
И две морские свинки!..)


То где-то он на сборе,
То он в спортивном зале,
То распевает в хоре
На школьном фестивале!


А нынче утром рано
Внук заявляет деду:
- Мы ищем ветерана,
Чтоб он провёл беседу.


Вздыхает дед Виталий,
Обидно старику:
- Немало воевали
Мы на своём веку.


Ты ищешь ветерана?
Ты на меня взгляни!
Сражался, как ни странно,
И я в былые дни!


В Москве, на баррикаде,
В семнадцатом году…
Я сам у вас в отряде
Беседу проведу!


- Что случилось с дедом?-
Удивлены соседи.
Дедушка Виталий
Готовится к беседе.


Дедушка Виталий
Достал свои медали,
Он их на грудь надел.
Мы деда не узнали -
Так он помолодел!

1957


У нас Наташа модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки,
Вот такой вышины,
Вот такой ужины!


Бедняжка! Вот страдалица -
Идёт, чуть-чуть не валится.


Малыш с открытым ротиком
Не разберёт никак:
- Ты клоун или тётенька?
На голове - колпак!


Ей кажется - прохожие
С неё не сводят глаз,
А те вздыхают: - Боже мой.
Откуда ты взялась?


Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто,
Не девочка, не тётенька,
А непонятно кто!


Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй!

1961

А Я КУДА ПОЙДУ?


Есть дети образцовые,
А я не образцовый:
То я запел не вовремя,
То я плясал в столовой.


Есть дети образцовые,
Для них балет на льду
И стадионы новые…
А я куда пойду?


Они свой табель отдали
(Пятёркам нет конца!)
И кружатся под сводами
Районного дворца.


А я пошёл в такой кружок,
Там требуются справки,
Что ничего ты не поджёг
И не ходил по травке.


О том, что саженцы сажал
И всех старушек провожал…
Там прокатиться с горки -
И то нужны пятёрки!


Есть дети образцовые,
Для них балет на льду
И стадионы новые…
А я куда пойду?

1962

БЫВАЕТ ТАК…


На носках кружилась Таня,
Таня бабочкой была,
И кружились и взлетали
Два капроновых крыла.


Громче всех кричала Клава,
Так расхваливала Таню,
Восхищалась: - Чудный танец!
Ты, как бабочка, легка!
Ты стройнее мотылька!


Раздавалось: «Браво! Браво!»
А соседке шепчет Клава:
- Таня вовсе не стройна,
А похожа на слона.


Бывает так, твердят в глаза:
- Ты мотылёк! Ты стрекоза!-
А за спиной смеются тихо -
Смотрите, вот идёт слониха.

1961

ГДЕ ТЫ, ПАВЕЛ?


Жил на свете мальчик Павел,
Весельчак! Хороший парень!


Если праздник в доме вашем,
Он кричит: - Давайте спляшем!-
Раньше всех он вас поздравил.
Молодец! Хороший парень!


В день рожденья тёти Кати
Он проснулся в шесть утра,
Раньше всех вскочил с кровати,
Говорит: - Плясать пора!


Но, увы, совсем некстати
Расхворалась тётя Катя.


Не придётся развлекаться -
День рожденья отменён,
Нужно сбегать за лекарством,
Принести пирамидон.


Но куда девался Павел,
Чудный парень, славный парень?


Он исчез!
Вскочил со стула,
И его как ветром сдуло!

1961

ТРИ ОЧКА ЗА СТАРИЧКА


Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.


Вся в цифрах классная доска.
- За помощь маме - два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка -
Водил он в гости старичка.


- За это мало трёх очков!-
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.-


Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провёл почти полдня,
Он полюбить успел меня.


Стоит Лариса у доски,
Любовь кладёт на счёты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.


А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
- И трёх очков не дали мне
За добрые поступки!


- И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!


Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.


Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.


А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!

1959

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!


Пишет Люба в протоколе:
«Ну и дети в нашей школе!
К нам пришла докладчица,
А ребята прячутся.


Ужас, что за непоседы!
Каждый день для них беседы,
Каждый день доклады,
А они не рады!


Мы прослушали в эфире
Интереснейший „Костёр“:
Песню „Дважды два четыре“
Спел заслуженный актёр.


Я читаю им статью -
Вертятся на стуле;
Я вопрос им задаю -
А они заснули!..»


Люба глянула в окно,
А в саду поёт звено:


- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
…Птички летят,
Колокольчики звенят.


Распевает всё звено:
- Гори, гори ясно!-
Люба глянула в окно,
И всё ей стало ясно.

1954

СЕКРЕТ УСПЕХА


Недовольный ходит Юра
По квартирам, по домам,
Юра спрашивает хмуро
У соседских пап и мам,
Юра спрашивает хмуро:
- Есть у вас макулатура?


Он не в духе: взялся сдуру
Собирать макулатуру!


Кто-то Юру оглядел:
- Без тебя хватает дел.-


Старичок захлопнул дверь
Перед носом Юры
И бормочет: - Верь не верь,
Нет макулатуры.


Вышла тётка в чёрной шали,
Ей обедать помешали.
Говорит: - Ты кто такой?
Ты меня не беспокой!


Кто уходит в парк культуры,
Кто к врачу на процедуры,
И звучит в ушах у Юры:
«Нет у нас макулатуры».


Вдруг какой-то парень длинный
Заявляет Юре вслед:
- Зря ты ходишь с кислой миной,
Потому и толку нет!


Юра вмиг расправил брови,
В дверь стучится, полон сил,
У хозяйки «как здоровье?»
Юра весело спросил.


Бодро спрашивает Юра:
- Есть у вас макулатура?


Говорит хозяйка: - Есть…
Не желаешь ли присесть?

1964

ПО ДОРОЖКЕ, ПО БУЛЬВАРУ

ПО ДОРОЖКЕ, ПО БУЛЬВАРУ


Блещут горы снеговые
Белизной,
А внизу, в садах Софии,
Летний зной.


Лиляна и Цветана,
Две маленьких болгарки,
В Софии утром рано
Катали обруч в парке.


- Катись, мой обруч жёлтый,-
Цветана пела вслед.-
Хочу, чтоб обошёл ты
Все страны, целый свет.


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.


И, подружке помогая,
Пела девочка другая:


- Вертись, мой обруч жёлтый,
Как солнышко, свети!
Куда бы ни зашёл ты,
Не свёртывай с пути!


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.


Весёлый детский обруч,
Пройди по всей планете!
Тебя с приветом добрым
Не зря послали дети.


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.

1955

Испанским детям - сыновьям и дочерям республиканских бойцов, сражавшихся с фашистами в Испании.


Лолита, десять лет тебе,
Но ты привыкла ко всему:
К ночной тревоге и к стрельбе,
К пустому дому своему.


И ранним утром у ворот
Стоишь подолгу ты одна.
Ты ждёшь:
А вдруг отец придёт?
А вдруг
Окончилась война?


Нет, вновь пожар!
Дома горят.
Ревёт снаряд над головой,
И ты опять зовёшь ребят
Смотреть воронки в мостовой.


Идёт колонна мимо вас,
И ты знакомому бойцу
Кричишь: «Маноло, в добрый час!
Что я жива, скажи отцу».

МАМИТА МИЯ


Черноглазая Мария
За окном вагона плачет
И твердит: «Мамита мия!»
А «мамита» - мама значит.


- Подожди! Не плачь! Не надо!-
Шепчет мальчик из Малаги.-
Едем к детям Ленинграда.
Там знамёна, песни, флаги!


Там мы будем жить с друзьями.
Ты письмо напишешь маме.
Вместе праздновать победу
Я в Мадрид с тобой поеду.


Но кудрявая Мария
За окном вагона плачет
И твердит: «Мамита мия!»
А «мамита» - мама значит.

Я С ТОБОЙ


Можно спать. Окно закрыто,
На засов закрыта дверь.
Восьмилетняя Анита
В доме старшая теперь.


Говорит Анита брату:
- Месяц на небе погас,
От фашистских самолётов
Темнота укроет нас.


Ты не бойся темноты:
В темноте не виден ты.
А когда начнётся бой,
Ты не бойся - я с тобой…

НАД МОРЕМ ЗВЁЗДЫ


Над морем звёзды,
В горах темно.
На сбор Фернандо
Ведёт звено.
Зачем назначен
Сегодня сбор?
Фашисты город
Штурмуют с гор.
Вот глухо ухнул
В горах снаряд.
Зачем Фернандо
Созвал ребят?
Он шепчет: - Слушай,
Разрушен мост,
В деревне рядом
Фашистский пост.
Пока не брезжит
В горах рассвет,
Возьмём винтовки,
Здесь трусов нет!-
Вновь где-то ухнул
Вдали снаряд,
Идут мальчишки
Цепочкой в ряд.
На сбор последний
Идёт звено.
Над морем звёзды,
В горах темно.


Роберто… Мы сидим вдвоём,
И ты рассказываешь мне
О днях тяжёлых, о войне,
О брате раненом твоём.


О том, как падает снаряд,
Взметая кверху столб земли,
И как друзей твоих, ребят,
В соседний госпиталь несли…


О том, что часто плачет мать,
И нет известий от отца,
И что умеешь ты стрелять
Не хуже взрослого бойца.


Ты просишь взять тебя с собой,
Когда отряд на фронт пойдёт.
Роберто, детский голос твой
Суровым стал за этот год.


Есть в Испании обычай:
Называют пальму в роще
Славным именем героя,
Победившего в бою.


Никогда в бою ты не был,
Не держал в руках винтовки,
Но назвали пальму в роще
В память светлую твою.


Никогда в бою ты не был,
Но раздался рёв снаряда,-
Ты был ранен в мирном доме
В ночь, когда пришли враги.